По
«долгу службы» и, несомненно, исходя из личных интересов, изучаю тему
Конфликта, конфликтности, а также разнообразия проявления человеческого фактора
в этих самых конфликтных ситуация.
По
идее, но не на деле, все, конечно же «ангелы безобидные»… Когда на тренинге задаешь вопрос: «Кто из
присутствующих конфликтный человек?» - все молчат, как партизаны. Значит никто. А откуда возникают конфликтные
ситуации? Наверное, инопланетяне прилетают и воду мутят, не иначе, как заслали
их на Землю, чтобы честный народ с пути истинного сбивать.
Конечно,
понятно, никто не хочет иметь репутацию «конфликтера». Таких людей не особо
празднуют, как в бизнес среде, так и среди друзей, знакомых и родных.
Так
что же делать, если дух конфликтности уже пророс внутри и рвется наружу, хочет
самореализоваться? Есть несколько
рекомендаций, которые прошли жизненный фильтр и те, кто воспользовался этими
тезисами, довольно успешно решили вопрос с
Конфликтом.
Во-первых,
Вы ответственны за все, что происходит в вашей жизни. Точка,
этот пункт обсуждению не подлежит. Как бы вам не хотелось переложить вину на
кого-то другого. Если вы категорически не согласны с этим утверждением, то
дальше читать даже не стоит. Медитируйте на первый пункт. Тогда
у вас не случится так все неожиданно: «Иду, слышу – сзади кого-то бьют,
оглядываюсь – меня»
Для
того чтобы управлять конфликтом, нужно сначала научиться управлять собой в
подобных ситуациях. Межличностный
конфликт является продолжением внутриличностного конфликта. Если у нас в душе
непорядок, то такой же непорядок мы наведем вокруг себя, хотим мы этого или
нет, осознаем взаимосвязь или нет, результат будет неутешительный.
В
психологии есть такое понятие, как
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНФЛИКТНАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ.
Что
же она из себя представляет?
1. Умение
выражать свои эмоции. Заметьте эмоции, а не суждения. Очень часто мы выражаем эмоционально свои
суждения о человеке, его поступках, внешности, навешивая ярлыки и настраивая его
против себя. Говорите то, что ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ, а не оценивайте действия другого.
Есть разница?
Выражение суждения: « Только грубый и бесчувственный идиот мог
забыть перезвонить мне после того, как я объяснила, насколько это срочное дело»
Выражение эмоции: « Я была очень огорчена и рассержена, когда вы
мне не перезвонили. Мне действительно очень нужно было немедленно поговорить с
вами»
После какой фразы человек примет оборонительную позицию и
возникнет вероятность конфликта почти 100%? Вы наехали на идентичность человека,
а ответная реакция не заставит себя ждать.
Если вдруг вы оказались в ситуации, когда в ваш адрес были высказаны
оценочные суждения и даже оскорбления, включите разум, не спешите отвечать «око
за око».
«Кто более осознанный, тот и более ответственный»
- проявите самообладание и терпение
- проанализируйте партнера, какие эмоции, нереализованные
потребности и внутренние проблемы заставили его высказать подобные суждения
- постройте свою ответную
фразу таким образом, чтобы мягко уточнить, что с ним происходит на уровне
эмоций: « Вы, вероятно, очень расстроены (рассержены, обижены итд.)
Далее ваш диалог будет развиваться в соответствии с ситуацией,
однако первый шаг к улучшению взаимодействия вы уже сделали: вы не поддались на
собственные эмоции, а также дали партнеру понять, что понимаете его чувства.
ВЫ МОЛОДЕЦ. Похвалите себя за этот шаг и так держать!
2.
Умение позитивно
мыслить. Не
накручивайте себя мысленно, не рисуйте заранее «сценарий битвы» и не ведите диалог
с потенциальным противником:
«А он мне так, а я ему так. Ах, так! Я тебе сейчас покажу…» Зачем
заранее настраивать себя на конфликт?
В реальной жизни люди часто выстраивают для себя изначально
конфликтный сценарий, до того, как прояснят для себя ситуацию в целом, мотивы и
потребности сторон. Мы оцениваем поведение людей, исходя из собственного
мерила, возможно, далекого от реальности
и совершенства. Во многом это и есть первоисточник конфликта.
Вот история…
«Приехал Добрыня Никитич в город. Смотрит, люди уставшие,
измученные, еле ноги передвигают.
Спрашивает у них богатырь: « Что за беда приключилась?»
Рассказали ему жители, что завелся возле единственного источника огнедышащий
Дракон с тремя головами. Они боятся ходить за водой, поэтому и измучились от
жажды.
Разгневался богатырь, выхватил, как полагается меч-кладенец и
поскакал с врагом-драконом разбираться.
Подъезжает к ручью, и в самом деле лежит рядом с ним огромный
Дракон. Вскочил богатырь, подбежал к Дракону и бах мечом, голова отвалилась и
тут же приросла. Так Добрыня махал мечом, да рубил головы, а те возвращались обратно
на свое место, пока не устал и сел передохнуть.
Дракон, наконец, оправился от ударов и спросил Добрыню:
- Эй, богатырь! Ты совсем озверел? Чего дерешься?
- А ты зачем, Змей трехголовый, людям пить не даешь?
- Кто не дает? Я? Бери, пей. Мне что жалко?
3. Умение
грамотно говорить
«Большинство конфликтов между людьми происходит
по одной простой причине. Мы много фантазируем о том, что хорошо понимаем друг
друга, и мало говорим, для того, чтобы действительно друг друга понимать…»
Открытая интонация имеет колоссальное воздействие на результат
коммуникации.
Есть три сильных интонации – тон ВОЛШЕБНИКА, ИСТИННОГО ДРУГА, СТАРЕЙШИНЫ
или МУДРЕЦА. Эти интонации показывают,
что вы понимаете человека, осознаете его глубинные потребности, уважаете его
ценности и выражаете ему свою поддержку и одобрение.
Давайте попробуем на практике!
ТОН ВОЛШЕБНИКА:
Оптимистичный, быстрый, заинтересованный, полон силы и энтузиазма.
Этот тон создает ощущение возможностей и открывает вовлеченность в будущее. Это
мотивационный посыл: « Ты можешь! Давай, давай!» Волшебник ориентирует человека
на вопросы по стратегиям и ресурсам»
ТОН НАСТОЯЩЕГО ДРУГА:
Поддерживает в человеке самоуважение перед рядом трудностей,
создает атмосферу прощение и принятия. Тон более медленный, открытый, легкий,
мягкий и дружелюбный.
ТОН МУДРЕЦА:
Тон демонстрирует внутреннее лидерство, глубину познания, мудрость,
благословение и поддержку. Фокус внимания направлен на раскрытие внутренних
ресурсов человека, его глубинных мотивов и уверенности в достижении целей.
Закрытая интонация: ТОН ВОИНА
Эта четвертая ключевая интонация, закрытый тон, у которого совсем
другая функция. Тон ВОИНА нужен в критических ситуациях, когда нужны решительные
действия и быстрые реакции. Тон ВОИНА звучит решительно, жестко, неэмоционально,
процедурно и решительно. Директивный,
сфокусированный, напряжен и серьезен, короткие и четкие фразы, указания к действию.
Люди часто использую тон ВОИНА в повседневной жизни, хотя этот тон
более приемлем для экстремальных ситуаций.
Научитесь применять различные тональности голоса в соответствии с
ситуациями и уровень конфликтности в вашей жизни обязательно снизится.
4. Умение грамотно слушать
- На каком уровне вы обычно слушаете?
- На каком уровне вы обычно слушаете?
- А что есть какие-то уровни?
Уровни слушания описаны разными авторами в НЛП, коучинге,
психологии итд.
Мы рассмотрим три уровня сознательного слушания. Это даст нам
возможность понять, как использовать эти знания в предотвращении и разрешении конфликта.
Уровень №1. КОНЦЕНТРАЦИЯ НА СОДЕРЖАНИИ
На этом уровне люди слушают содержание, сказанные слова
автоматически запускают ассоциативную внутреннюю обработку смысла, т.е они реагируют, в соответствии со своими
мыслями, чувствами и отношением к сказанному. Первый уровень слушания
определяется тем, что вы думаете об
окружающем вас мире и своем месте в нем, но совсем не о том, что действительно
вкладывает в свои слова говорящий.
Этот метод слушания присущ большинству людей и является
личностным, автоматическим и рефлексивным. Результат такого слушания чреват конфликтами непонимания и ложными
выводами.
Уровень №2. КОНЦЕНТРАЦИЯ НА
КОНТЕКСТЕ, СТРУКТУРЕ И ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ
На этом уровне мы внимательно слушаем другого человека. Когда он
говорит, мы не позволяем своему мозгу автоматически выносить свои суждения,
оценки и личностно реагировать на его слова. Мы пытаемся понять его картинку
мира, его ценностные ориентиры и соответственно уловить суть содержания. Мы не
только слушаем, но и слышим!
«Глубокий ум
сначала стремиться понять другого человека, и лишь потом предлагает свою
мудрость»
Уровень №3. ГЛОБАЛЬНОЕ, КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ
На третьем уровне мы слышим не только слова, мы видим целостную
картину мира человека, мы помещаем
сказанное в более широкий контекст, глобальную рамку. Здесь за словами мы
слышим тонкие детали интонаций, настроений, энергии, эмоций. Мы соотносим все
аспекты жизни этого человека с тем, что сказано сейчас.
Согласитесь, на этом уровне взаимодействия с человеком,
вероятность возникновения конфликта маловероятна. Глобальному слушанию необходимо учиться. Для этого стоит раскрыть свое сердце и ум навстречу людям.
«Как только ты научишься зеркально смотреть на
конфликтную ситуацию – не погружаясь в неё по уши, а созерцая ее со стороны –
то поверь, она непременно разрешится с минимальными потерями для тебя! Надо
всего лишь поставить себя на место другого человека и представить: а что бы ты
сам сделал или захотел сделать в данном случае?» Чеповой В.
Немає коментарів:
Дописати коментар